Ленточка
OVDI - правильные подарки для детей
8 (499) 110-30-48

пн - пт
10.00 - 18.00

Что такое впитывающее сознание,или все о развитии ребенка с рождения до 6 лет

Что такое впитывающее сознание,или все о развитии ребенка с рождения до 6 лет

Что такое впитывающее сознание,или все о развитии ребенка с рождения до 6 лет

Первые шесть лет жизни – период развития, ребенок строит свою чувственную картину мира. Дети обладают «впитывающим сознанием», то есть способностью впитывать окружающую среду подобно тому, как губка поглощает влагу. Это главный период взросления человека. У детей дошкольного возраста идет осознание себя, своего поведения и своего места в мире взрослых. Ведущая деятельность детей – сюжетно-ролевая игра.

В ходе развития у детей возникают периоды повышенного интереса к определенной деятельности, к способам эмоционального реагирования (сензитивные, т.е. чувственные периоды). В это время очень легко происходит усвоение новой информации, формирование навыков и т.п. Ребенок сам ищет в окружающей среде то, что может удовлетворить его потребности. Сензитивные периоды протекают с разной интенсивностью, возможен сдвиг в возрастных границах. Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период.


От 0 до 6 лет - период развития речи

На 1 году жизни ребенок усваивает артикуляцию и интонационный рисунок родного языка.

На 2 году лавинообразно нарастает словарный запас ребенка. Идет активное развитие речевого аппарата.

2,5 – 3 года – речь становится средством общения и средством управления поведением.

В возрасте 3,5 - 4 лет ребенок начинает употреблять речь целенаправленно и осознанно. Дети этого возраста живо интересуются символическим обозначением звуков – буквами.

Позже в возрасте 4,5 - 6 лет ребенок интересуется письмом и чтением.


От 0 до 5,5 лет - период сенсорного развития

p1040979.jpg

Ребенок обладает почти всеми чувствами, присущими человеку, уже в момент появления на свет. Идет развитие органов чувств (зрительное, слуховое, тактильное восприятие и др.), а также утончение восприятия. Предметное восприятие требует освоения сенсорных эталонов (например, размеры: большой-маленький, геометрический фигуры: круг, квадрат и др., цвета и др.), умения использовать их. Важно предоставить ребенку возможность с первых месяцев жизни развивать, утончать свои чувства, тем самым способствуя развитию его разума. Чувственное восприятие составляет главную и едва ли не единственную основу умственной жизни. 


От 1 до 4 лет - период освоения движений и действий

Нормальное состояние бодрствующего ребенка – движение. Ограничение двигательной активности детей часто ведет к задержке психического развития.

На 1 году жизни ребенок осваивает собственное тело, учится управлять отдельными его частями, поворачиваться, садиться, вставать.

На 2 году жизни ребенок осваивает действия с предметами, совершенствует движения рук.

К 4 годам ребенок в состоянии освоить практически все виды движений, доступные взрослому человеку.


От 0 до 3-4 лет - период восприятия порядка

dsc02811.jpg2-2,5 года – наивысшая точка. Ребенку необходим порядок в 3-х сферах:

  • порядок в окружающей его среде (важно поддерживать порядок на полках с игрушками, у каждого предмета должно быть свое место);
  • во времени (ритм дня, привычный для ребенка распорядок);
  • в поведении взрослых
  •  


    От 1,5 до 2,5 лет - период восприятия маленьких предметов

    Ребенок испытывает потребность интенсивного развития мелкой моторики пальцев и мускул руки. Ребенка интересует проблема целого и части; занимаясь с мелкими предметами (например, нанизывание бусин) ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей. Также мелкая моторика способствует развитию отдела головного мозга, отвечающего за речь.


    От 2 до 6 лет - период развития социальных навыков

    Ребенок начинает идентифицировать себя, уменьшается его зависимость от взрослого. Ему интересны другие дети, формы поведения в группе, отношения со взрослыми и сверстниками. Он осваивает манеры поведения. Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей. Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять. Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и т.д. Его поведение легко корректируется средой общения, внешним ритмом жизни, который становится потребностью. Ребенок «примеряет» на себя различные роли. Происходит интенсивное впитывание культуры. Родители должны наблюдать, замечать проявления, характерные для наиболее интенсивных этапов протекания того или иного периода, что необходимо для понимания ребенка, его потребностей.  

    «Если детям приходится делать что-то вне рамок соответствующего сензитивного периода, то есть под принуждением (учиться читать, писать и прочее), то к результату они приходят позже или не приходят совсем».

     

     Рассказывала детский психолог, монтессори-педагог Екатерина Филянова

     

    Возврат к списку